Толерантное отношение к особым детям

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.

За период развития общественных отношений к детям-инвалидам цивилизация прошла противоречивый путь как равнодушия, преследования, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Сегодня – это толерантные партнерские отношения инклюзивного образования.

Главная проблема к детям-инвалидам, как к «особым детям» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Толерантность – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.

Соблюдая педагогическую толерантность, то есть  - способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения, мы педагоги воспитываем у сверстников особого ребенка толерантное отношение к детям с ОВЗ. Мы понимаем, что все дети нуждаются в понимании и в заботе, а особые дети в особенности зависимы в таких отношениях, к ним мы относимся с толерантностью. Толерантность – это сострадание, эмпатия, неравнодушие, непредвзятое отношение к людям, несмотря на их внешность, цвет кожи, состояние здоровья. Дети с ограниченными возможностями имеют полное право на существование в социуме. Наша обязанность, как педагогов, создать благоприятную атмосферу для становления личности каждого ребёнка, в независимости от состояния здоровья ребёнка. Толерантность обеспечивает равное отношение ко всем людям, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 

Для здоровых детей присутствие в группе «особых» воспитанников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям. Так в 1 и 3 классах с учениками мы ежедневно обретаем опыт сострадания, помощи, понимания в форме работы игровые и конкурсные занятия, совместных праздников, экскурсии, выходов на природу, творческие выступления, акции милосердия, презентации об успешных людях с ОВЗ. Учащиеся и особые дети понимают, что терпение и труд помогают в общении и благоприятно влияют на здоровье человека.