В
настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с
ограниченными возможностями здоровья и данный показатель имеет тенденцию к
стремительному росту. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень
заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных
социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем
способствует увеличению числа детей-инвалидов.
За период
развития общественных отношений к детям-инвалидам цивилизация
прошла противоречивый путь как равнодушия, преследования, ненависти и агрессии,
так и примеры заботы, милосердия. Сегодня – это толерантные партнерские отношения
инклюзивного образования.
Главная
проблема к детям-инвалидам, как к «особым детям» заключается
в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и
взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям,
а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного
отношения к детям с ограниченными возможностями со
стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих
повышению качества образования детей с ограниченными возможностями
В
последнее время проблема толерантности стала
широко освещаться в средствах массовой информации,
на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна
стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет
государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии
поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного
равновесия.
Толерантность – это
проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо
от каких – либо отличий.
Соблюдая
педагогическую толерантность, то есть -
способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя
иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения, мы
педагоги воспитываем у сверстников особого ребенка толерантное
отношение к детям с ОВЗ.
Мы понимаем, что все дети нуждаются в понимании и в заботе, а особые дети в
особенности зависимы в таких отношениях, к ним мы относимся с толерантностью.
Толерантность – это сострадание, эмпатия, неравнодушие, непредвзятое отношение
к людям, несмотря на их внешность, цвет кожи, состояние здоровья. Дети с
ограниченными возможностями имеют полное право на существование в социуме. Наша
обязанность, как педагогов, создать благоприятную атмосферу для становления
личности каждого ребёнка, в независимости от состояния здоровья ребёнка. Толерантность обеспечивает
равное отношение ко всем людям, каждый человек имеет право на общение и на то,
чтобы быть услышанным.
Для
здоровых детей присутствие в группе «особых» воспитанников
дает возможность обрести опыт толерантности,
внимательного отношения и заботы к другим людям. Так в 1 и 3 классах с
учениками мы ежедневно обретаем опыт сострадания, помощи, понимания в форме
работы игровые и конкурсные занятия, совместных праздников, экскурсии, выходов
на природу, творческие выступления, акции милосердия, презентации об успешных
людях с ОВЗ. Учащиеся и особые дети понимают, что терпение и труд помогают в
общении и благоприятно влияют на здоровье человека.