МБОУ «Ювановская СОШ» (СП села Малое
Карачкино)
Сегодня, 27 декабря, отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 8 сентября 1941 г. вокруг города Ленинграда сомкнулось кольцо окружения. Началась блокада, которая длилась почти 900 дней. Завершилась блокада города – 27 января 1944 г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.
В рамках этого дня с учащимися 5-9 классов был проведён урок памяти «Блокадный хлеб». Урок начался с беседы о блокаде Ленинграда. Учащимся ещё раз напомнил о страшных страницах истории блокадного Ленинграда, когда ленинградцам приходилось спасаться не только от холода и голода, но и от постоянных бомбёжек немецких самолётов и артобстрелов. Далее учащиеся посмотрели видеофильм «Блокадный хлеб». 125 граммов хлеба в день – восьмая часть буханки. В самые тяжелые дни это была единственная еда жителей блокадного Ленинграда. В первую же неделю немцы разбомбили склады, уничтожив три тысячи тонн муки, и затопили баржи, которые везли зерно в город. Нормы на хлеб пришлось урезать до минимума. По карточкам рабочие могли получить только 250 граммов в день, остальное население – 125 граммов. На вкус эти кусочки мало напоминали привычный сейчас хлеб. Муку приходилось делать из того, что еще не съели – семян диких трав, еловых иголок. В состав добавляли целлюлозу. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.
Вы только представьте, для многих ленинградцев этот кусочек хлеба был и завтраком, и обедом, и ужином. То, что сегодня мы, не задумываясь, съедаем в два укуса, голодные мужчины, женщины и дети, растягивали на 24 часа, чтобы выжить. Именно поэтому блокадные 125 граммов — сейчас один из главных символов блокады Ленинграда.
Урок завершился выполнением 4 заданий интерактивного блока: сборным командам учащихся 5-9 классов пришлось сыграть роль разведчиков – защитников Ленинграда: изучить Азбуку Морзе, написать последнее послание, по картинам узнать историю сюжета и разгадать кроссворд. Задания блока были очень интересными. Итоги игры говорят о том, что нашим учащимся не все страницы истории нашей страны известны.
История блокадного Ленинграда – это история сотен тысяч ленинградцев. Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город, продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом то, что сделали жители блокадного Ленинграда.
#блокадныйхлеб21