Кодекс этики и служебного поведения

Приложение № 3

к приказу № 178 от 28.12.18

 

Кодекс этики и служебного поведения работников (далее - Кодекс) МБОУ «Ювановская СОШ» разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008 г., и иными «нормативными правовыми актами Российской Федерации и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

 

1. Общие положения

1.1. Настоящий Кодекс разработан с целью установления этических норм

и правил служебного поведения работников МБОУ «Ювановская СОШ» (далее Организация) для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности.

1.2.                    Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться работники   (далее - работники) независимо от занимаемой ими должности.

1.3.                    Каждый работник должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от работника поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

1.4.                    Знание и соблюдение работниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.

 

2.  Основные обязанности, принципы и правила служебного

поведения работников образовательного учреждения

2.1. В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан:

*                   добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

*                   соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

*                   соблюдать трудовую дисциплину;

*                   выполнять установленные нормы труда;

*                   соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

*                   бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

*                   незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

2.2. Основные принципы служебного поведения работников являются основой поведения граждан в связи с нахождением их в трудовых отношениях со школой.

Работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

-   исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности школы;

-соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, не допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;

*                   обеспечивать эффективную работу школы;

*                   осуществлять свою деятельность в пределах предмета и целей деятельности школы;

*                   при исполнении должностных обязанностей не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

*                   исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

*                   соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их деятельность решений политических партий и общественных объединений;

*                   соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения;

*                   проявлять корректность и внимательность в обращении с детьми, родителями (законными представителями ребенка), коллегами по работе, должностными лицами и другими гражданами;

*                   проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, способствовать межнациональному согласию;

*                   воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб авторитету, репутации работника и репутации образовательного учреждению в целом;

*                    не создавать условия для получения надлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;

*                    воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности школы, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности работника;

*                    соблюдать установленные в школе правила предоставления служебной информации и публичных выступлений;

*                    уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе школы;

*                    постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере ответственности работника школы;

*                    противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном действующим законодательством,

*                    проявлять при исполнении должностных обязанностей честность, беспристрастность и справедливость, не допускать коррупционно опасного поведения (коррупционно опасным поведением применительно к настоящему Кодексу считается такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение).

Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации.

2.3.   В целях противодействия коррупции работнику школы рекомендует-
ся:

*                    вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;

*                    избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации, авторитету работника школы;

*                    доложить об обстоятельствах конфликта (неопределённости) непосредственному начальнику;

*                    обратиться в комиссию по трудовым спорам и профессиональной этике школы в случае, если руководитель не может разрешить проблему, либо сам вовлечён в ситуацию этического конфликта или этической неопределённости.

2.4.   Работник школы может обрабатывать и передавать служебную ин-
формацию при соблюдении действующих в государственных учреждениях РФ
норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Работник обязан принимать соответствующие меры по обеспече-
нию безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционирован-
ное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала из-
вестна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

2.5. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должен стремиться быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в организации благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиям по отношению к другим работникам, призван:

*                   принимать меры по предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы подчиненные ему работники не допускали коррупционно-опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;

*                   не допускать случаев принуждения работников к участию в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;

*                   по возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

 

З. Антикоррупционное поведение руководителя школы

3.1.                     Коррупционно опасное поведение руководителя является злостным видом аморального поведения, дискредитирующим звание руководителя образовательного учреждения.

3.2.                     Профилактика коррупционно опасного поведения руководителя заключается в:

 

*                   глубоком и всестороннем изучении морально-психологических и деловых качеств для назначения на должности руководящих работников школы, учёте соблюдения ими профессионально-этических правил и норм;

*                   изучении с руководителями всех уровней нравственных основ, профессионально-этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения;

*                   воспитании у руководителей личной ответственности за состояние служебной дисциплины, законности и антикоррупционной защиты сотрудников школы;

-    предупреждении и своевременном разрешении ситуаций этических конфликтов, этической неопределённости, вызванных двойными моральными стандартами или двусмысленностью трактовки приказов, распоряжений.

3.3.   Руководитель школы обязан представлять сведения о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации.

 

4. Отношение работников школы к подаркам и иным знакам внимания

4.1.                    Получение или вручение работниками школы подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг (далее - подарков), за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределённости, способствовать возникновению конфликта интересов.

4.2.                    Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, работник школы попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

4.3.                    Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, приятельских отношений и получаемые (вручаемые) в связи с этим подарки не должны создавать конфликта интересов.

4.4.                    Работник может принимать или вручать подарки, если:

 

*                   это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;

*                   ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;

*                   стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

 

4.5.                    Получение или вручение подарков в связи с выполнением профессиональных обязанностей возможно, если это является официальным признанием личных профессиональных достижений работника школы.

4.6.                    Работнику школы не следует:

 

*                   создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка;

*                   принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми сотрудник имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;

*                   передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;

*                   выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

4.7.   Сотрудникам школы запрещается получать в связи с исполнением им
должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц
(подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера,
плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознагражде-
ния).

 

5. Защита интересов работника образовательного учреждения

5.1.                    Работник школы, добросовестно выполняя профессиональные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на дискредитирование деятельности сотрудника школы.

5.2.                    Защита работника от противоправных действий дискредитирующего характера является моральным долгом руководства школы.

5.1.                    Руководителю образовательного учреждения надлежит поддерживать и защищать работника в случае его необоснованного обвинения.

5.2.                    Работник в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных действиях имеет право опровергнуть эти обвинения, в том числе в судебном порядке.

5.3.                    Работник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает доброе имя и порочит честь школы.

 

6.  Рекомендательные этические правила служебного поведения                        работников школы

6.1.                    В служебном поведении работнику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства своего доброго имени.

6.2.                    В служебном поведении работник воздерживается от:

 

*                   любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,

*                   социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

*                   грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

-               курения на территории школы.

6.3.   Работники призваны способствовать своим служебным поведением
установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного со-
трудничества друг с другом.

Работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с обучающимися, родителями (законными представителями ребенка), коллегами и другими гражданами.

6.4.   Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанно-
стей, в зависимости от условий трудовой деятельности, должен способствовать
уважительному отношению граждан к государственному учреждению
и соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает сдер-
жанность, традиционность, аккуратность.

 

7. Ответственность за нарушение положений кодекса

7.1. Нарушение сотрудниками школы положений кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников школы и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений кодекса влечет применение к сотруднику школы мер юридической ответственности.

7.2. Соблюдение сотрудниками школы положений кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.